Познакомься с народом

 


история деревни!

Пица - помра (так официально называлась Пица в течение всего XVII в) упоминается впервые в 1606 г. в арзамасских поместных актах (АПА) как существующее поселение служилых татар. В отдельной и межевой книге поместий Арзамасского уезда написано, что «от черного леса Кучюлмовского ухожая вниз по Городецкому ручью на правой стороне поместные земли, владеют (ими) арзамасские татаровя деревни Пица-помра Ишече Коболеева с т.т. по ободу» (списку) (АПА, М. 1915, п 217).
Эти сведения дополняются архивными данными. Судя по ним, 20 служилых татар получили во владение пустоши в 420 четей, по 21 чети человеку. (Сенют-кин. История татар Нижегородского Поволжья. с. 135 со ссылкой в архивные документы - ГАНО, ф 161, оп. 109, д.51, л.52).
В документах речь идет о землях, расположенных в междуречье Пицы и Башкалейки, граничащих с землями Лопатина, Чуфарово и Шубино.
По всей вероятности, обозначено по мордовским названиям речки Пица и черного (лиственного) леса -''''''''''''''''"помра", Пица означает загон, стойбище скота. Есть, правда, и другое значение - мордва эрзя называет "пицей" пятницу - день недели. У татар есть даже выражение - "пеця намазы", означающее пятничный намаз.
В данном случае слово "пица" употребляется в значении загона, стойбища скота, поскольку и эти места регулярно приходили кочевники со своими стадами.
Термин "пустошь" употребляется в отношении поместных земель законными владельцами, служилыми людьми. Пустошью были земли, предоставленные первопоселенцам Пицы. Пустошью было и дикое поле, предоставленное татарам Пицы в 1612 г. Покинутыми были земли Шубина, Кочко-Пожарок, Пошатова, Семеновки и некоторых других татарских селений края. Поселенные в подобных пустошах татары стали их вечными владельцами, поступив на службу служилыми татарами.
Царь Михаил Федорович узаконил занятие татарами пустошей в опасной зоне, даже без оформления, если они защищали земли от нападок кочевников. Именно в такой зоне оказались служилые татары Пицы.
В 1610 г. производятся новые жалования служилым татарам Пицы. И новые наделы были в пустоши в диком поле. Интересно, что окончательное оформление этих поместий производилось в 1612 г. по грамоте царя Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия II). Но никогда она не подвергалась сомнению в законности, потому что служилые татары Пицы стояли в опасной зоне и честно выполняли свои обязанности. Находилась Пица на стыке двух уездов - Арзамасского и Алатырского, подвергавшихся нападкам со стороны степняков.
Грамота была вручена в торжественной обстановке, в присутствии старожильцев,
представителей нижегородской мордвы деревни Сустатова, арзамасских едешевских мурз Вас-помры, алатырских татар деревни Шубино, сопровождалось торжественным моленьем по мусульманской вере. Татары были жалованы крупными окладами и новыми дачами в 3 четверти. Кроме всего прочего, все 20 татар были жалованы одинаковыми окладами по 120 четвертей в диком поле.
В грамоте перечислены 15 из 20 служилых татар. Это - Суней Ура-ков, Алмакай Акбула-тов, Бигильдей Ишебо-леев, Бичюра Сунеев, Ишбулат Сармаков, Богдан Кудаев, представший свое поместье Крыму Черкасову, Икбулат Болеев, Була-кай и Енбулат Бигиль-деев, Исен Енгильде-ев, Ченбулат Мулаев, Розбахтеев, Ишбулат Теребердеев, Баюш Ди-веев и другие (ГАНО, ф.157, оп.1, д.157 лл 59-60).
Новые дачи отводи-
лись к юго-востоку от деревни, вверх Пицы и они стали большим подарком для пиценс-ких татар.
По вероятности, это результат компромиссного решения каси-мовцев с местными властями - оставить в резерве дикое поле на всякий случай. Такой случай представился после ликвидации Касимовского царства.
В 1687 году группа служилых татар - однодворцев во главе с Итяем Акмаметовым с т.т. 42 человека помещается в Пице-помре. К тому времени в деревне было татарских дворов 29. Это было последнее крупное поселение татар в Нижегородском крае. Им отводились земли к югу от Пицы-помры, граничащие с землями Абаимово, границы с которым были определены еще в 1623 году.(ГАНО, ф.161, оп.109, д.31, л 29). Пашни, паханые добрые земли составляли 1486 четей.
Поселение вызвало серьезную ломку земельных отношений, стычки. По челобитью площадный подьячий Нечаев приезжал в деревню, взяв с собой сторонних людей, сколько человек пригоже, описать усад, пашни, перелоги, дикое поле, разрешить споры. (ГАНО, ф.157 оп.1, д. 157, л 12).

Сайт создан в системе uCoz